КОМУ МЕШАЮТ ЧУДЕСА БОЖИИ?

Обилие современных чудес пугает теплохладных христиан: небесные знамения, не вмещающиеся в рамки “лжеименного разума”, мешают им комфортно жить в соответствии с лукавым “духом времени”.

 

В книжном море, заливающем сегодня прилавки православных магазинов, недавно появилась книга, которая вызвала много споров и противоречивых мнений. Речь идет о сборнике “Искушения наших дней”, который имеет два подзаголовка: “В защиту православного единства” и “Приглашение к дискуссии”. Книга эта, как явствует из аннотации, “посвящена анализу соблазнов, встающих в наши дни перед человеком, пришедшим в Православную Церковь”.

Сборник издан по благословению Патриарха Алексия II очень солидным по нашим временам тиражом – 20 000 экземпляров. В нем немало вполне приличных материалов, касающихся некоторых внутрицерковных проблем – например, проблемы младостарчества или проблемы современного толкования такого важного духовного понятия, как “послушание”.

Есть там, конечно, и спорные, и слабые, и откровенно заказные материалы – в основном на тему о “провокаторах”, “сектантах” и “маргиналах”, почитающих в качестве Угодников Божиих старца Григория Распутина и первого русского Царя Иоанна Грозного. Впрочем, учитывая весьма тенденциозный подбор авторов, это неудивительно. Удивительно другое: целый ряд статей сборника, посвященных осмыслению современных чудес, являемых миру в лоне Русской Православной Церкви, написан так, будто бы их авторы задались целью посеять в среде православных читателей сомнения в самой возможности чуда Божия в современном мире.

Этой теме и посвящена наша сегодняшняя подборка материалов, включающая в себя статью из сборника под названием “При чем здесь спасение души?” (в сокращении), размышления главного редактора “РП” Константина Душенова и беседу протоиерея Владимира Корецкого с монахиней Ангелиной (Ефимовой).

 

“РП”

 

Алексей Любомудров

 

ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ СПАСЕНИЕ ДУШИ?

 

Повсеместное миротечение икон продолжается на русской земле уже второе десятилетие. Интенсивность, частота, массовость чудес не убывает… Но иногда возникают недоумения.

Так, в ноябре 2001 года в поселке Таборы под Екатеринбургом в доме приходского старосты замироточили 27 икон. “Настоятель старается ежедневно служить молебны перед мироточивыми образами, – сообщает газета, – вместе с прихожанами совершает крестные ходы... Владыке направлен сосуд с благоухающим миром, истекшим из икон”. Мироточение отразилось на здоровье домочадцев. Каким же образом? “По словам отца Сергия, у Галины Петровны скачет давление, головные боли, у внука тоже неважное самочувствие: от всеобщего внимания и праздного любопытства голова уже идет кругом. Его мама даже хочет на какое-то время отвезти Дениса в монастырь... чтобы там, укрывшись от суеты, он смог восстановить силы”. Не укрепление, а нарушение здоровья, телесного и душевного, от мироточения икон – как можно осмыслить такой результат?

Сегодня все чаще приходят сведения о появлении своеобразных гнезд мироточений, где одновременно или последовательно начинают источать миро множество икон. До конца 90-х годов такие явления происходили в храмах (один из первых известных случаев – мироточение икон в Спасо-Преображенской пустыни под Елгавой в 1990–1992 гг.). Сейчас локальными точками становятся дома, квартиры, монастырские кельи, в которых мироточат и приносимые туда иконы.

Кстати, один из первых таких известных случаев в XX веке – это квартира православных греков в Нью-Йорке, где в 60-м году замироточила небольшая бумажная икона Божией Матери “Страстная”. Хозяева квартиры отдавали икону в храм, взамен ее покупали новую. Икона, отдаваемая в храм, переставала мироточить, а та, которая у них появлялась, тоже начинала мироточить. И так повторялось снова и снова – несколько раз. Такие случаи тоже требуют серьезного анализа: почему иконы переставали мироточить в храме? Свидетельствует ли это о неистинности чудесного явления или о чем-то другом?

Наблюдается определенный типологически схожий процесс: вначале начинает мироточить одна икона (Тихвинская в келье Ивановского монастыря, свт. Николая в доме в Державине, блаженной Матроны в одной московской квартире и др.), затем – еще несколько икон, находящихся рядом, а затем – и те, которые приносят в эту комнату.

Можно ли говорить об “индуцировании” чуда, о “наведенном” мироточении? У физика создастся впечатление, будто некая энергия присутствует в этой точке, “облучает” святые образа, которые потом, увезенные в другие места, продолжают мироточить. Очень смущает этот автоматизм, как бы гарантированность чуда, какая-то механистичность процесса, напоминающего уже просто неизученное природное явление, которое непонятно как действует, но которое можно приспособить на “благо” людям.

У кого-то наверняка возникнет искушение определить, на какое расстояние нужно приблизить икону к “точке чудотворения”, чтобы она замироточила, измерить интенсивность “поля” и т.п. Но при чем здесь спасение души? Можно спорить о допустимости эксперимента над святынями сегодня все чаще исследуют миро от икон и мощей, нерукотворные отпечатки на стекле и т.п.) – некоторые сочтут их кощунственными. Но эксперименты, и в массовом порядке, уже давно предпринимают сами верующие – те, кто привозит свои иконы именно для “индуцирования”!

*   *   *

К этим фактам, смущающим церковное сознание, добавляются сегодня новые.

Широкую огласку получил феномен, возникший в одном из домов села Державине. После того, как там замироточила репродукция, приложенная к образу свт. Николая (что в Бари), стали мироточить другие иконы, а с 2000 г. образ Спасителя источает кровь. Несколько икон привозили в Иваново, “проездом” посетили они и столичные храмы. Можно понять, для чего уникальный кровоточивый образ стремятся явить людям, но каков смысл ношения по церквям икон, если единственное чудо от них – мироточение?

На православных конференциях уже звучал вопрос: зачем верующему христианину собственная мироточивая икона? Не превра-щается ли подобная погоня за чудом в коллекционирование, а святой образ – в своего рода сувенир? Вновь и вновь напомним, что Спаситель и Святые Отцы запрещали людям самим добиваться чудес и знамений.

Но вот уже не только отдельные миряне, но и приходы из других городов отправляют образа в Державино. Это трудно постижимо. Святой образ (все иконы святы!), пребывающий в Доме Господнем, снимают, направляются с ним в дом мирянина... Такое “поднятие икон” часто практиковалось в прежние эпохи, когда образ приносился в дом по просьбе хозяев, перед ним служился молебен, и образ освящал жилище. Но нынче храмовый образ приносят в избу с целью прямо противоположной: чтобы его самого еще как-то дополнительно освятить. “Подзарядить”. Есть ли на это Божие произволение?

*   *   *

Истечение крови от образа Спасителя – небывалое по своей интенсивности явление. Икона по сути своей есть образ, являющий Первообраз, но Лик Господа сейчас полностью скрылся под кровавыми струями... Случаи кровотечения икон зафиксированы в предании, нередко они происходили после нанесения иконе раны, наиболее известный среди них – образ Иверской Божией Матери. Чудо Спаса Кровоточивого трактуют как “грозное предзнаменование”: “Чего же ждать нам в наш век, отягченный такими Богомерзкими грехами, которые и не чудились нашим предкам! К каким будущим нелегким испытаниям готовит нас Господь?”

При одном взгляде на икону Спасителя, скрывшуюся под кровавым потоком, становится действительно страшно. Мы созерцаем раны Господа на Распятиях, читаем о них в Евангелии, видим кровавые следы на Туринской плащанице. Мы приобщаемся Его честной Крови и Тела, но Господь положил принимать их под видом вина и хлеба... Жидкость с образа имеет цвет и даже запах крови. Ее брали на анализ в Самаре, выяснили, что это действительно кровь, установили группу – четвертую (та же, что на Туринской Плащанице). Реакция православных – и страх, и благоговение, и недоумение. “Чьей кровью может кровоточить икона Спасителя!.. Если это Его Кровь – то как же ее просто вот так носят вокруг Москвы и прочая (сравните со святыми Дарами)?” – спрашивает на интернет-форуме “Православная беседа” Ольга. Действительно, ведь она истекает постоянно, сворачивается, сохраняется в каком-то виде, на-верное?

Известно, что имеются кровоточивые статуи и в католическом мире. Ватикан определяет их как “знак присутствия Девы Марии”. Могут ли православные согласиться с такой оценкой, признать Божественный источник этих явлений? А как быть с млекоточивыми буддийскими скульптурами?.. Эти вопросы остаются пока без ответа…

Даже священники не исключают возможности того, что некоторые случаи мироточений есть разновидность полтергейста (с нем. – “игра духов”). Как известно, полтергейст тесно связан с конкретными персонами и происходит большей частью только в их присутствии. Нередко такими личностями являются дети. Свидетельства говорят о том, что весьма часто иконы в домах и кельях начинали чудотворить именно там, где есть дети или подростки (а они, по свидетельству священников и богословов, в определенных ситуациях бывают особо открыты воздействию падших духов).

Стоит задуматься над странной закономерностью: в пос. Таборы икона впервые замироточила в комнате десятилетнего Дениса, в “мироточивой” келье в Иванове живет монахиня с дочкой, в московской квартире образа замироточили после того, как школьница приложила к мощам икону блаженной Матроны, девочка живет и в доме села Державине.

Мы, конечно, далеки от того, чтобы везде видеть происки лукавых, но мы обязаны со всем трезвомыслием проанализовать все “странности”, все предположения – чтобы не впасть в искушение почитания лжечудес.

Надо выработать церковное отношение и к такому понятию, как “хранитель иконы”, которое установилось в последнее время. Такие люди, по собственной ли инициативе, получив ли благословение, перевозят “свою” икону по стране. Возникает вопрос, вряд ли объяснимый только психологическими причинами: почему иконы сопровождают именно те лица, у которых они начали мироточить, а не какие-либо другие? Почему эти иконы, как правило, не передаются в храмы?

 

 

Константин Душенов

 

БУМАГА ВСЕ СТЕРПИТ…

 

Не ставя под сомнение благие намерения автора предыдущей статьи, нельзя не отметить некоторые странности в его аргументации.

Вот лишь некоторые примеры.

“Не укрепление, а нарушение здоровья, телесного и душевного, от мироточения икон – как можно осмыслить такой результат?” – удивляется Алексей Любомудров. Но, позвольте, что же тут странного? Ведь нас не вводят в соблазн болезни и искушения, постигающие некоторых христиан после причащения Святых Христовых Тайн? Более того, православное сознание от века приучено к мысли, что недостаточно благоговейное отношение к святыне сказывается и на здоровье человека в том числе. Что это за автоматизм такой: попользовался миром – тут же исцелился! Это скорее похоже на богохульную требовательность к мироточащей иконе: “коли уж мироточишь, милая, то давай, исцеляй!” А всякому ли полезно для спасения души исцеление болезней? Может, иному полезнее наоборот, их усугубление?

*   *   *

“Икона, отдаваемая в храм, переставала мироточить, а та, которая у них появлялась, тоже начинала мироточить. И так повторялось снова и снова – несколько раз. Такие случаи тоже требуют серьезного анализа: почему иконы переставали мироточить в храме? Свидетельствует ли это о неистинности чудесного явления или о чем-то другом?”

Вот так вопрос… А как же многочисленные свидетельства православного предания об иконах, “уходивших” из храмов по той или иной причине? О святынях, самим своим поведением указывавших окружающим, где и у кого они желают находиться? О

При желании, конечно, можно предположить, что чудо просто “обязано” происходить именно в храме, под чутким присмотром отца настоятеля. Что мироточащая икона непременно должна быть “приватизирована” духовенством. Но может, прекращение мироточения свидетельствует о том, что служители наших храмов (не все, конечно) – недостаточно благочестивы? Что нынешнему духовенству в его значительной части просто отказано в чести быть хранителями и блюстителями новых святынь, являемых миру? Может, глядя на это, нам впору воскликнуть словами Священного Писания “Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей Отче! Ибо таково было Твое благоволение”… Но у “докторов и профессоров” на это, конечно, иная, своя точка зрения…

А комментарии на сей счет представителей духовенства (по большей части – столичного, “образованного”) частенько, увы, дышат не благоговением и страхом Божиим, а обидой и сословным превозношением: “почему такое – и не нам, а мирянам!”. Да успокойтесь вы, отцы родные – у Бога нет лицеприятия! К тому же и в храмах (но не в столицах, а в глубинке, где народ попроще, и духовенство поискреннее) сейчас тоже масса чудес с иконами происходит: например – на стеклах киотов вдруг “проявляются” изображения икон, которые были ими покрыты. Недавно такой случай даже по телевизору показали…

*   *   *

“Можно ли говорить об “индуцировании” чуда, о “наведенном” мироточении?”

Говорить-то можно о чем угодно, равно как и писать: бумага все стерпит. Образования ведь хватает, “докторов и профессоров” нынче – немеряно… Только не стоит “рядовых православных” уж и вовсе дураками считать: простота не равнозначна глупости. Чего ради, господа хорошие, наводите тень на плетень, умные словеса множите? Вот ведь перл: “эксперименты, и в массовом порядке, уже давно предпринимают сами верующие – те, кто привозит свои иконы именно для "индуцирования"”! Ну не стыдно ли! А не приходило в голову, что верующие не эксперименты проводили, а благоговейно искали прикосновения к святыне: сперва внешнего, а затем, с помощью Божией, и внутреннего, сердечного?

*   *   *

“Каков смысл ношения по церквям икон, если единственное чудо от них – мироточение?”

То есть вы, господа “доктора и профессора”, считаете возможным указывать Господу Богу, где, когда и какие “правильные” чудеса должны происходить? А коли Его святой Промысл не укладывается в ваши высоконаучные представления, так что ж тогда – тем хуже для Него?

Если руководствоваться такой логикой, далеко можно зайти. Хотя по-человечески понять вас можно: сколько времени в академиях и университетах потратили, а все зря…

Впрочем, довольно лирики. Пусть говорят документы. Вот выписка из официального рапорта, поданного тульским духовенством из группы сопровождения кровоточивой державинской иконы (и других мироточивых образов) своему архиерею, владыке Ипполиту 5 января 2004 года:

“1. Как и во всех других случаях пребывания в Тульчинской епархии святынь (икона Царя-Мученика, частица мощей великомученика Пантелеимона) храмы, в большинстве случаев, заполнены народом;

2. На большинстве приходов образы Божией Матери и Святителя Николая мироточили;

3. В отдельных случаях было отмечено появление на иконе Спасителя капель свежей крови;

4. Было зафиксировано несколько исцелений от телесных болезней (в Брацлаве у кассирши храма прошли головные боли от хронического гайморита, в Бершади у женщины с клироса начала сгибаться поврежденная ранее кисть руки);

5. Отмечены также улучшения состояния бесноватых. Так, женщина из Ладыжина, которую супруг вел по всему маршруту пе-редвижения святынь, в первый день в Тульчине не могла сама подойти к иконам (потребовалось вмешательство трех мужчин), а в Липовце ее состояние изменилось настолько, что, самостоятельно подойдя к святым образам, она, по собственному выражению, “увидела лик Спасителя” и вела себя совершенно спокойно и умиротворенно…

7. Во время служения ночной литургии в Свято-Михайловском храме пос. Дашев (настоятель – протоиерей Григорий Сяба) за-мироточили храмовые иконы…”

Кстати, характерно и то, что г-н Любомудров, рассуждая о кровоточивой иконе, даже фактическую сторону ее обретения излагает неверно (см. беседу с монахиней Ангелиной, хранительницей иконы). Ну, да ведь это мелочи! Зато полет мысли какой… И глубина выводов…

*   *   *

“Известно, что имеются кровоточивые статуи и в католическом мире. Ватикан определяет их как “знак присутствия Девы Марии”. Могут ли православные согласиться с такой оценкой, признать Божественный источник этих явлений? А как быть с млекоточивыми буддийскими скульптурами?.. Эти вопросы остаются пока без ответа…”

Неужто без ответа? А мне-то, грешному, казалось, что ответить на них вовсе не сложно. Во всяком случае, для православного христианина. Истинными являются чудеса, происходящие в лоне Святой Православной Церкви, единственной обладательницы спасительной Благодати Божией. А все явления, случающееся за церковной оградой – как бы внешне они не напоминали то, что происходит в Церкви – таковыми признаны быть не могут. Вот и все. Впрочем, я допускаю, что для “докторов и профессоров” это определение не подойдет – слишком простое. Да что им скажешь? Чем богаты

*   *   *

“Даже священники не исключают возможности того, что некоторые случаи мироточений есть разновидность полтергейста (с нем. – “игра духов”). Как известно, полтергейст тесно связан с конкретными персонами и происходит большей частью только в их присутствии. Нередко такими личностями являются дети. Свидетельства говорят о том, что весьма часто иконы в домах и кельях начинали чудотворить именно там, где есть дети”.

А не проще ли объяснить это словами Спасителя: “Пустите детей приходить ко мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть царствие Божие” (Мр. 10, 14). И еще: “Истинно говорю вам: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Мф. 18, 3)? Что же касается предположений о том, будто мироточение святых икон – это “полтергейст”, то здесь даже и сказать нечего. Перед таким профессорским “дерзновением” остается только руками развести да растерянно умолкнуть… И вспомнить слова Писания: “По вере вашей да будет вам”.

Вот ведь как оно получается: некоторые, общаясь со святыней, будут прикасаться к Небу, а некоторые – к “полтергейсту”. Как говорится, кому что ближе…

*   *   *

“Почему иконы сопровождают именно те лица, у которых они начали мироточить, а не какие-либо другие? Почему эти иконы, как правило, не передаются в храмы?”

Да вы же сами говорили, что там они перестают мироточить! Потому что Благодать Божия не вяжется вашими лицемерными представлениями о “церковной дисциплине”, “послушании”, “иерархии” и т.п. формальностями, к тому же перетолкованными лжеименным человеческим разумом…

Кстати, стремление “приватизировать” чудо характерно не только для нашей церковной жизни. Умученный в 1997 году хранитель мироточивой Иверской (Монреальской) иконы Божией Матери о. Иосиф Муньос тоже был гонимым от своих же братий за то, что якобы “присвоил” себе права распоряжаться святыней. Правда, справедливости ради стоит сказать, что связывать чудеса от Монреальской иконы с полтергейстом в РПЦЗ никто, слава Богу, не догадался…

*   *   *

Так в чем же причина такого подозрительного отношения к мироточивым иконам, таких странных претензий, такой боязни чудесных явлений? Неужели критики “неправильных” чудес и в самом деле хотят контролировать чудо. Не верят, что у “темного народа” хватит сил самостоятельно разобраться, где благодать Божия, а где бесовская подделка?

Жаль, коли так. Помоги нам, Господи!

Аминь.

 

 

 

 

Монахиня Ангелина (Ефимова):

 

“ПАТРИАРХ РАССЕРДИЛСЯ НА МЕНЯ…”

А старец Николай Гурьянов сказал мне: "Господь возложил крест на твои плечи, и ты обязана его нести".

 

 С хранительницей кровоточивой иконы Спасителя беседует протоиерей Владимир Корецкий

 

Во время пребывания святынь в Тульчинской епархии их хранительница – монахиня Ангелина выглядела совершенно незаметно. Женщину, одетую скромно и просто, легко можно было спутать со многими нашими прихо-жанками. Думается, что этот факт сам по себе уже характеризует человека, в доме которого несколько лет назад произошло великие чудо. Как и подобает православной, матушка Ангелина никак не проецирует совершившееся на свою личность, по слову Священного Писания, воздавая славу не себе, а “имени Твоему, Господи”. Корреспонденту нашей газеты пришлось изрядно потрудиться, дабы отыскать рабу Божию Ангелину в толпе народа. А найдя ее, он получил в лице матушки интереснейшего православного собеседника.

 

– О том, что произошло в нашем доме в последние годы, писала и православная, и светская пресса...

– Мирские газеты порой пытались искать в случившемся элементы обмана, подлога. Зачем-то начали разбирать под-робности семейной жизни одной из моих дочерей. Ну, да Бог им судья. К сожалению, были неточности и в православных публикациях.

– Какие же?

– Допускались ошибки во времени происхождения чудес. Неправильно назывался мой возраст (на Покров мне исполнилось 65). В общем-то это не так важно. Куда серьезнее, на мой взгляд, что в разговоре о великих чудесах в моем доме на второй план отошли события их начала. Конечно, кровоточивая икона Спасителя привлекает сегодня всеобщее внимание, но ведь началось-то все не с нее!

– Тогда прошу вас рассказать обо всем по порядку.

– Мой зять (азербайджанец-мусульманин) был категорически против крещения своих дочерей-двойняшек. Я же взяла внучек в Дивеево и там их окрестила. Было это в 1997 году. Мы уже собирались уезжать, как вдруг увидели, как навстречу нам идет игумения – настоятельница монастыря. В руках матушки был большой образ Святителя Николая. Она сказала, что желает передать его нам.

Я поначалу даже не поняла, переспросила: “Продать? А сколько он стоит?”. Но игумения четко повторила: “Передать. Ваших внучек зовут так, как звали родителей Николая Чудотворна – Фанна и Нонна (отца Святителя звали Фаин – мужское имя, а мать – Нонна)”. В совпадении имен матушки увидела особый знак, а я восприняла произошедшее, как чудо. Тогда я не могла даже и подумать, что чудеса и моей жизни только начинаются.

– Удивительное дело. В том, кик попал к вам образ Святителя Николая, я вижу духовную перекличку с историей Иосифа Муньоса. Помните, как ни Афоне ему очень понравился образ Иверской Божьей Матери? Но иконописец-монах категорически не хотел ни продавать, ни дарить икону, мотивируя тем, что это первый святой образ, написанный им. А ночью, настоятелю монастыря но сне было видение Божией Матери, Которая Сама велела передать Свою икону Иосифу. Настоятель вручил образ Богородицы будущему хранителю великой святыни прямо перед отплытием того с Афона. А вот вам святыню вручила настоятельница Дивеевского монастыря.

– Икона заняла почетное место в моем доме. В один из октябрьских вечеров внучки попросили включить телевизор, который тогда стоял в одной комнате с иконами. Должен был идти сериал “Богатые тоже плачут" (тут матушка Ангелина усмехнулась и добавила: “Рогатые тоже скачут” – В.К.). Я спокойно двинулась к “телеящику”, но какая-то сила буквально отбросила меня от него. Так повторялось несколько раз. Затем раздался крик девочек: “Бабушка! Икона горит!”

Я посмотрела на Николая Угодника и остолбенела: из рук Святого выходили разряды молний, которые потом бежали по всему образу. Так продолжалось несколько минут. Естественно, на другой день я была уже в храме, и священник с тех пор стал приходить в наш дом с группой прихожан (человек 30) и служить акафисты и молебны.

Вечером 3-го ноября (после всенощного бдения, в праздник Казанской иконы Божией Матери) батюшка и прихожане также пришли ко мне. Началась служба. Во время нее молния с иконы Святителя Николая ударила прямо в Акафистник. Кто-то вскричал: “Что это?”, – а священник спокойно ответил: “Продолжайте молиться. Потом разберемся”.

Надо сказать, что в тот вечер я не зажгла лампадку перед образом Божьего Угодника – масла и доме не было. И вдруг эта лампадка загорается сама собой! Когда уже отслужили, я спросила священника: “Батюшка, можно я потом долью масло и лампадку?”. Он ответил: “Не надо. Тот, кто ее зажег чудесным образом, тот сам се и погасит в тот момент, когда это будет нужно”. Лампадка после этого горела еще 2 дня.

А 20-го марта 1998 года икона Святителя Николая заплакала. Хорошо помню этот день: по телевизионным новостям передали, что в Сербии был разрушен американскими бомбардировками Свято-Никольский храм. А 5-го мая того года началось обильное мироточение Святого образа, которое потом продолжалось 11 месяцев.

К тому времени мой дом уже стали посещать паломники. Они убеждались сами в том, что происходит, нет никакого обмана. Иконы в моем домашнем иконостасе одна за одной стали мироточить. Сегодня все они выделяют миро. (Эта фраза матушкой Ангелиной была сказана очень спокойно. Выдержав паузу, она повторила: “Все иконы мироточат” – В. К.).

Чудеса продолжались и потом. У некоторых приезжавших ко мне замироточили их собственные иконы, находившиеся в карманах, чемоданах и т. д. Порой это случалось в тот момент, когда люди уже уезжали из Державина. Вынимал человек какие-то веши из чемодана и видел, что бумажная икона, лежащая в нем, насквозь пропитана миром.

Один такой корреспондент обнаружил подобное в номере гостиницы. Достал иконки и... моментально спрятал их назад, а на вопрос товарища: “Что случились?”, – смущенно ответил: “Да не поверишь – мироточат!” (Потом уже из дома он звонил мне по телефону и об этом сообщил).

– Теперь, наверное, стоит рассказать и об образе Спасителя?

– В мае 1998-го года из ладоней и пальцев Господа хлынула красная жидкость. Через два дня образовалась еще одна струйка, которая потекла из лба. Пришедшие священники передали постоянно идущую жидкость гематологам, и анализ был определенным: “Кровь! Обычная человеческая кровь IV группы. Такая же, кстати, как и на Туринской Пращанице. Все свойства совпадают, только очень быстрая свертываемость.

Вскоре это известие дошло до нашего тогдашнего владыки – митрополита Леонтия (ныне покойного). Он сообщил Патриарху, и Святейший пригласил меня с иконой Спасителя в Москву. Собираясь в столицу, я упаковала образ в обычный пакет из-под сахара. Добиралась до приемной Патриарха более 2-х суток, а когда прибыла на место – пакет был весь мокрый от крови! Святейший даже рассердился на меня: “Разве можно такую святыню так возить? Немедленно делайте для нее оклад”.

Два дня тогда я провела в Москве, а икона стояла в Храме Христа Спасителя. С нее натекло в специально подставленную тарелку два маленькие пузырька крови. Сейчас образ уже в окладе, такого кровотечения, как в первые дни, уже нет. Но сами видите – крови за это время вытекло очень и очень много. Изредка, особенно в моменты ночных богослужений, на образе подавляются свежие кровавые капли.

– В вашей жизни была встреча с недавно почившим иереем Николаем Гурьяновым?

– Да. В келье батюшки меня охватило чувство сильного стыда. Я заплакала и как-то невольно попыталась спрятаться за приведенный образ Спасителя, А отец Николай сказал: “Что прячешься? Можно от меня спрятаться, а от Бога – нет. Всю жизнь почту носила (откуда узнал?) – теперь крест неси. На своих худеньких плечах будешь многих людей выносить. Но только теперь тебе один путь --монашество. Господь дал такой знак”. Я в ответ: “Не выдержу! Не готова!” А старец: “Вы-держишь! Готова! К тебе Сам Господь пришел”.

– Говорил ли что-нибудь батюшка о причинах кровотечения образа?

– Сказал: “Топчем Господа Бога – а Он кровью истекает”.

– Матушка Ангелина! Во главу угла нашей беседы, естественно, были поставлены святыни. Но сейчас я прошу Вас немного рассказать о себе.

– Живу я в поселке Державино Оренбургской области. Всю жизнь носила почту. Сейчас на пенсии. Девять лет назад овдовела. Мирское имя мое – Александра. Четыре месяца назад приняла монашеский постриг с именем Ангелина. По благо-словению Святейшего Патриарха официально являюсь хранительницей святынь и совершаю вот уже два года с ним различные поездки.

– Где же вы побывали?

– За это время объездила почти нею Россию. Много областей Украины (в т.ч. и западных). Была в Польше, Румынии, Турции (Константинополе). Предстоятель Американской Православной Церкви пригласил меня недавно в США, но пока лететь в такую даль не решаюсь.

– Еще один вопрос, матушка. Иконы в Вашем доме обильно кровоточат. Как вы собираете миро (знаю, что пузырьки с миром вы берете с собой в поездки)? Касаетесь ли обрезов ваткой?

– Ни в коем случае! Большинство икон у меня не в окладах – и под каждой стоит специальная тарелочка. Касаться святых ликов ваткой я себе не позволяю.

– Что же дальше, матушка?

– Один Господь ведает. Один Господь...

 

Говоришь с матушкой хотелось еще о многом. Обстоятельства, однако, требовали завершения разговора. Расставался я с ней с надеждой, что чудотворные святыни еще посетят нашу епархию, и тогда мы смогли бы продол-жить общение с монахиней Ангелиной.

Для меня эта русская православная женщина явилась живым подтверждением необходимости сохранения единства мирового Православия. Неслучайно, что начало ее духовной деятельности очень походило на первые шаги в этой области Иосифа Муньоса (православного чилийца, до конца своих дней бывшего чадом Зарубежной церкви). Кстати, сегодня идея воссоединения двух разорванных частей Русского Православия: Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви приобрели реальные черты. Неслучайно и то, что чудотворный образ Спасителя Николая заплакал в дни больших страданий наших православных братьев – сербов. Также неслучайно, что, бывая на Украине, монахиня Ангелина охотно везет святыни в западный регион – место, где особенно злобствуют раскольники. Может быть, встреча с чудотворными образами поможет им придти в “разум истины”.

Для каждого же из нас, полагаю, встреча с кровоточащей иконой Спасителя является новой возможностью разобраться в себе, понять “по ком звонит колокол”, и уяснить, что прежде всего ты сам (по слову старца Николая) “топчешь Господа” своими грехами. Прекрасная молитва, обращенная к Державинскому образу, просит Спасителя, чтобы Его святая кровь, выступившая на иконе, была нам “не в осуждение, а в знамение Божией милости”. Будем же усиленно отныне просить Господа об этом.

 

Протоиерей Владимир Корецкий

 

Hosted by uCoz